Человек с носом тигра

23 января 2014 - Илья Фомин
Человек с носом тигра

В конкурсе «Золотой руль» с прошлого года баллы автомобилям-претендентам выставляют в том числе и дизайнеры. А одного из них - шеф-дизайнера Kia (а с недавних пор и Hyundai) 60-летнего Петера Шрайера - даже наградили «Почетным рулем».

«Я очень горжусь «Почетным рулем» и рассматриваю этот приз как знак уважения к профессии дизайнера»

Некогда он был главным дизайнером Audi и VW, но потом на эту должность пригласили другого специалиста. Казалось бы, в 53 года можно смириться с подобной потерей и спокойно отправиться на покой. Только Петер Шрайер не такой человек. Он принял предложение от Kia и вопреки прогнозам всех скептиков отправился в Корею, став первым немцем, назначенным президентом в Юго-Восточной Азии.

Мы встретились с господином Шрайером в дизайнерской студии Kia, расположенной неподалеку от выставочных павильонов Франкфуртского автосалона. Еще две такие студии находятся в Корее и США.

Он сидит в своем офисе на третьем этаже за письменным столом, на котором лежит множество карандашей и книг по дизайну, стоит компьютер и четыре модельки Kia.

Петер Шрайер. Конкурс «Золотой руль».

Петер Шрайер. Конкурс «Золотой руль».

С вашей точки зрения, что такое хороший дизайн?
Все просто: хороший дизайн - это когда модель хорошо продается и доставляет радость владельцу.

Какой философией вы руководствуетесь, чтобы разводить Kia и Hyundai?
Модели Hyundai должны быть как капли воды: элегантные, плавные, динамичные. Hyundai - это классика, это корейский Mercedes, тогда как Kia играет роль молодого дикаря. Автомобили Kia, как мебель от Ikea - хороший дизайн и доступная цена.

Почему форма автомобилей часто меняется синхронно, хотя этому сопутствует длительная разработка?
Речь идет не столько о том, последует ли за округленной формой угловатая, а потом снова круглая. Намного важнее то, что многие изменения в дизайне диктуются техническим прогрессом. Свою роль играют и различные законодательные ограничения. К примеру, предписания по защите пешеходов повлияли на всю выступающую переднюю часть автомобиля - это было технически обременительно.

Петер Шрайер не только дизайнер, но и художник. Что вас привлекает в живописи?
Когда я рисую, то это творчество без каких-то технических установок, без рамок и ограничений. Это просто великолепно! Мне нравятся картины Сая Твомбли - это абстрактное, наивное и импровизированное искусство в чистом виде.

Вы уже продавали свои картины?
Да, несколько. Но я предпочитаю дарить их людям, которые что-то для меня значат.

Как выглядит переманивание успешного главного дизайнера? Это происходит через «охотников за головами» с конспиративными встречами и жесткими переговорами?
Нет, я получил прямое предложение-запрос от Kia, мне было дано три недели на размышления. И я согласился.

Что сказала по этому поводу ваша жена Симона?
Она была в восторге.

Но вы же с тех пор редко видитесь!
Да, наша семейная жизнь ограничивается выходными днями и отпуском. Но моя жена и дети уже трижды побывали в Корее.

Вы там бываете чаще...
Да, у меня было ровно 117 поездок, т.е. 234 перелета, и вскоре предстоит следующая командировка.

Что вы делаете в самолете?
Сплю, думаю или играю в свою любимую игру на iPhone Reno Air Race, в которой летаешь на спортивных самолетах.

Вкусы во всем мире схожи?
Хороший дизайн нравится везде, но у каждого рынка есть свои предпочтения. Европа - рынок пятидверников, Азия - седанов, в США доминируют большие автомобили - SUV'ы и пикапы.

Вы сделали Passat, ТТ, А2, Аб, А8, Golf IV, Lupo и New Beetle. Каким автомобилем вы особенно гордитесь?
Golf IV и Audi А2.

Ими вы гордитесь больше, чем всеми Kia?
Нет, я рад и тому, что дал новое лицо целому модельному ассортименту - от Kia Rio до Optima.

Как появилась идея с так называемым носом тигра?
Это было вообще как озарение. Я искал фамильные черты, которые объединят различные автомобили, но вместе с тем каждое лицо должно быть уникальным и изменяться от модели к модели.

Насколько хорошо должны разбираться в технике дизайнеры?
Лучше всех. Не до последней мелочи, конечно, как инженеры, но здесь необходима огромная эрудиция, так как все технические и законодательные требования влияют на форму.

За что еще кроме внешней формы вы отвечаете как дизайнер?
За салон. И это касается всего, вплоть до индикатора, предупреждающего о пристегивании ремней безопасности, и указателей поворотов. Внутреннее оснащение чрезвычайно важно. Оно должно приятно удивлять, ведь в автомобиле сидишь дольше, чем стоишь рядом с ним. Особую роль играет рулевое колесо. Когда я за него берусь, то как будто протягиваю кому-то руку, Оно должно подходить вам как перчатки. Необходимо чувство того, что оно идеально ложится в руки.

Разговор с Петером Шрайером 

Разговор с Петером Шрайером вели (слева направо) Бернд Виланд, Николаус Фест и Иоахим Р. Вальтер (все Auoto Bild) в дизайнерской студии Hyundai и Kia во Франкфурте

Какая сторонняя марка на данный момент больше всего вам импонирует?
Jaguar и Land Rover стали просто великолепны. Еще мне очень нравится Ford и новая «пятерка» от BMW.

А какой самый красивый автомобиль всех времен?
История Porsche 911 впечатляет. Способность так долго сохранять актуальность формы заслуживает уважения.

Петер Шрайер за рабочим местом

Светлый деревянный пол, масса стекла и света. А из-под брюк выглядывают серо-белые носки

Фердинанд Пих сказал: «Нам не надо было отпускать Петера Шрайера»...
Да, эти слова делают мне честь, И тем не менее я не раскаиваюсь в том, что совершил такой шаг. Это великолепный опыт, возможность познакомиться с другой культурой, У тебя появляется совершенно другое видение.

Ваше повышение в должности до президента повышает и ценность вашей профессии?
Надеюсь, это принесет пользу. Дизайнеры долгое время оставались недооцененными. Ведь дизайн - самый важный критерий при покупке, но это невозможно измерить в цифрах.

Вы человек в черном. Почему вы отдаете предпочтение этому цвету?
Броская одежда только отвлекает. Еще одно преимущество черного цвета состоит в том, что я никогда не задумываюсь, какой оттенок мне подойдет.

Вы ходите в черном даже дома и в отпуске? Вплоть до плавок и носков?
Нет, так далеко я не захожу. Сейчас я хочу купить кожаные брюки - и они точно будут не черными.

В детстве вы мечтали стать пилотом, и у вас есть летные права. У вас в ангаре стоит старый Fokker или нечто подобное?
Нет, но я хотел бы иметь Stearman - это биплан 40-х годов.

А автомобили-олдтаймеры?
Да, дома в Ингольштадте есть. Там стоят Jaguar Е-Туре Coupe, Fiat Spider Volumex от Pininfarina и Audi TT 1-й серии.

Петер Шрайер: биография

Родился 13 июля 1953 года в Бад Райхехалле (Германия).
Изучал промышленный дизайн в Мюнхенском институте прикладных наук и Лондонском королевском колледже искусств.
В 1980-1993 гг. занимал различные должности в Audi и Volkswagen в сфере дизайна (внешний дизайн, внутренний дизайн, концептуальный дизайн).
1994-2002 гг. - главный дизайнер Audi.
Отмечен многочисленными международными дизайнерскими наградами.
2002-2006 гг. - главный дизайнер Volkswagen.
В 2003 году получил дизайнерский приз ФРГ.
С 2006 года главный дизайнер Kia Motors Corp.
В 2007 году присуждена почетная ученая степень доктора наук Королевского колледжа искусств.
Международные дизайнерские награды за Ceed, Carens, Soul, Venga, Optima и Sportage; 10-й корейский приз (President's Award) за дизайнерский менеджмент (2009).

В 2013 году Петер Шрайер назначается президентом всех дизайнерских центров Hyundai/Kia и отвечает за дизайн обеих марок.



Рейтинг: 0 Голосов: 0 821 просмотр
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!